Рубрика: Культура|16.01.2014 07:35
Обновлённая «Сильва» в САТОБ
 

В декабре Самарский театр оперы и балета (САТОБ) порадовал меломанов-театралов очередной премьерой – это была «Сильва» (или «Королева чардаша») Имре Кальмана. Строго говоря, конечно, «Сильва» вовсе не премьера: спектакль шёл в прошлом сезоне, однако вызывал у взыскательных зрителей снисходительную улыбку и слова «что ж, милый провинциальный театр».

Обновлённая «Сильва» теперь напоминает бродвейский мюзикл – всё в лучших традициях высокотехнологичных эстрадных опер. И интересные находки в декорациях, и шикарные костюмы артисток варьете, и строгий чёрно-белый наряд мужчин, и набор остроумных шуток и трюков – но всё это не отвлекает, а подчёркивает человечность забавного сюжета и оттеняет яркость чувств и переживаний героев.

Появились новые мизансцены – теперь настоящие пожарные тушат сердечные пожары главных героев, помощник режиссёра то поднимает, то опускает театральное солнце и спрашивает, на месте ли небо. Намного более выпукло показано театральное закулисье и тонкая грань между сценой и реальной жизнью, ведь оперетта об истории любви артистки варьете Сильвы Вареску и должна быть показана как «театр в театре».

Видимо, новым трендом Самарского театра оперы и балета стало выводить на сцену животных. Понятно, что с белой лошадью из «Аиды» мало что может сравниться, но здесь есть собачка. Маленький пушистый комочек, который комично встаёт на задние лапки, а потом убегает от своей хозяйки (совершенно проходной персонаж из серии упоминавшихся выше пожарных), чем вызывает ужас администратора гостиницы, в которой остановилась Сильва со своими друзьями.

Видна кропотливая переработка сценографии, отбор сцен – над этим трудились режиссёр-постановщик Евгения Тенякова (что знаково, ибо она сама замечательное сопрано нашего театра и в её репертуаре более 35 ведущих партий) и балетмейстер Валентина Лисовская. Абсолютно новые костюмы и изменённые декорации (художник-постановщик Наталья Хохлова) – и насколько по-другому стала смотреться сцена, да и спектакль в целом, даже тогда, когда сценография сохранилась.

Надо сказать, однако, что исчезли не только откровенные ляпы предыдущей постановки, но и вполне интересные номера – например, танец официантов с подносами. Очень пустой теперь выглядит сцена объяснения Эдвина и Стасси – раньше там появлялись и дети, и ласточки с огромными чёрными клювами, что вполне соответствовало тексту дуэта.

Что касается музыки – оркестр блистает. Для музыкантов, видимо, сказывается опыт предыдущей постановки, а музыкальный руководитель этого проекта и дирижёр, молодой Евгений Хохлов, вполне справляется со своей ответственной задачей.

Итак, для зрителей обновлённая «Сильва» – прекрасный способ создать себе приподнятое настроение в холодный зимний вечер и получить массу удовольствия от искромётной музыки оперетты.

Валерия Иванова,
филологический факультет

Оставить комментарий


Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: