Рубрика: Культура|03.04.2014 07:40
Соединение несоединимого, или Проявление негатива
 

О концерте симфонической музыки (Арнольд Шёнберг, Людвиг ван Бетховен) 9 марта 2014 года в Большом зале МГК им. П. И. Чайковского. Исполнители: Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова, дирижёр Владимир Юровский.

Что общего между музыкой Шёнберга и Бетховена? Что объединяет «Уцелевшего из Варшавы» (1947), образец серийной техники, и Девятую симфонию (1824), вершину венского классического стиля? Владимир Юровский соединяет их в одном симфоническом концерте под одним знаком – преодоление ужасов войны и торжество человечности. Дирижёр напоминает нам, что оба произведения были созданы под влиянием трагичных событий европейской истории: Девятая – после наполеоновских завоеваний, «Уцелевший» – после Второй мировой войны.

«Уцелевший из Варшавы» (для чтеца, мужского хора и оркестра) и Девятая симфония (для солистов, хора и оркестра) отличаются друг от друга по всем параметрам, начиная масштабами (примерно семь минут и час) и заканчивая принципами развития музыкального материала. «Уцелевший» – «шпрехгезанг», мелодия, граничащая с речью, сопровождаемая оркестром. В составленном Шёнбергом рассказе (на английском языке) от первого лица речь идёт об избиении немецкими солдатами пленных евреев, которые на пороге смерти внезапно начинают петь древнееврейский гимн «Шма исраэль». В этом сочинении композитор создаёт оригинальный жанр музыкально-документального повествования. Додекафония (двенадцатитоновая техника), которая могла возникнуть только в немецкой музыке с её рассудочностью, звучит крайне экспрессивно и сочетается с изобразительными элементами (утренняя труба, иллюстрация побоев). Серия – последовательность звуков, на которой построено произведение, – звучит фрагментами и полностью собирается только в момент вступления мужского хора, исполняющего гимн и подводящего итог как музыкального, так и смыслового развития. При видимой скупости средств это сочинение производит ошеломляющее впечатление и оставляет ощущение катастрофы. Сольную партию мастерски исполнил немецкий бас-баритон Дитрих Хеншель.

Девятая симфония – крупнейшее симфоническое произведение из написанных Бетховеном и до Бетховена, в котором впервые были введены партии хора и солистов. Это знаменитая «Ода к радости» Шиллера, которой предшествует длительное развитие на протяжении четырёх частей, полное напряжённой работы мысли. Симфоническая музыка Бетховена после додекафонного произведения с самого начала воспринимается как в высшей степени гармоничная, хотя первая часть Девятой задумывалась композитором как жестокая борьба созидательного и разрушительного начал. Поиск жизнеспособной оптимистической истины продолжается даже в начале грандиозного финала, до тех пор, пока сначала квартет солистов, а потом и хор не утвердят торжественное «обнимитесь, миллионы!».

При том что сочетание произведений Шёнберга и Бетховена остаётся парадоксальным, оно, строго говоря, не стало первым в исполнении В. Юровского и Госоркестра им. Е. Ф. Светланова (в 1978 году Девятую симфонию вместе с «Уцелевшим из Варшавы» поставил немецкий дирижёр Михаэль Гилен). Кроме этого, сочинение Шёнберга усиливает противопоставление трагического начала и ликующего финала и углубляет замысел «от мрака к свету, через борьбу к победе».

Помимо просветительских целей (Шёнберга у нас исполняют нечасто), концерт имеет другое, не менее большое значение. В. Юровский впервые в России дирижировал Девятую в редакции крупного немецкого композитора Густава Малера, который немало подретушировал шедевр в соответствии со своим стилем и временем. Ретуши эти весьма существенны. Во-первых, оркестр, в который Бетховен сам добавлял инструменты для более мощного звучания, был ещё более расширен (двойной состав медных плюс три тромбона с тубой, расширенная струнная группа). Во-вторых, созданы значительные тембровые наслоения для выделения мелодических линий. В-третьих, усилены динамические перепады (fff — ppp), в-четвёртых, значительно переписан финал.

Казалось бы, зачем переделывать шедевр? Ведь Бетховен очень тщательно вырабатывал каждый приём и оркестровый эффект. На этот вопрос Малер ответил в письме к венской публике в 1900 году. Из письма следует, что ко времени написания Девятой симфонии давно глухой Бетховен уже плохо представлял особенности звучания инструментов, несмотря на то что его замыслы достигли немыслимых высот. Что же касается инструментов того времени, то они были слишком несовершенны не только для того, чтобы выражать мысли великого композитора, но и чтобы просто исполнять некоторые последовательности, которые возможны сейчас. В начале ХХ века усовершенствование произведений Бетховена считалось прогрессивным, редакциями Малера пользовались поколения его учеников, что создало целую традицию исполнения, отразившуюся и на отечественной исполнительской практике. В. Юровский, сравнивает такую традицию с «проявлением фотоплёнки, когда негатив закладывают в проявитель». Дирижёр подтверждает, что в библиотеке Госоркестра хранится партитура Девятой симфонии Бетховена, в которой последние такты финала выписаны именно по редакции Малера.

Во второй половине ХХ века всё же установилось представление о том, что музыка прошедших эпох располагала своими уникальными средствами, видами инструментов, музыкальным языком, на котором думали композиторы. Что, создавая музыкальные произведения, композиторы ориентировались на определённый состав, что инструменты не были ущербными, а просто соответствовали своему времени. Появилась так называемая аутентичная манера исполнения, стремящаяся возродить звучание именно классического (и даже барочного) оркестра.

Как бы то ни было, исторически сложившиеся традиции не изменить, и грандиозные полотна малеровских редакций симфоний Бетховена получили своё место в репертуарах многих оркестров. В конце концов, вопрос, что лучше, авторская оркестровка или «проявленная плёнка», остаётся открытым.

Анастасия Ходырева,
студентка Самарской государственной академии культуры и искусств

Оставить комментарий


Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой:

ataköy escort pendik escort pendik escort ankara escort bayan taksim escort mecidiyeköy escort kartal escort kurtköy escort ataköy escort ankara escort mersin escort ankara escort şişli escort escort ankara beşiktaş escort istanbul travesti ankara escort istanbul escort bayan ankara escort Ankara escort kocaeli escort ankara escort eskisehir suriyeli escort bayanlar ataköy escort sinirsiz escort ankara escort bakırköy escort bayan halkalı escort bayan kartal escort Kurtköy Escort avcılar escort avcılar escort bursa escort antalya escort Ataşehir escort ankara escort escort ankara mersin escort ankara escort Pendik Escort kızlar hazır ofis xhamstere giriş porno kartal escort kurtköy escort kartal escort bayan ataşehir escort maltepe escort kurtköy escort Maltepe Escort kartal escort evden eve depolama ofis depolama ev eşyası depolama seo çalışması bft kumanda fiyatı hd filmler panelcitpendik.com maltepe eskort maltepe escort