Две недели в Польше: Рассказ участника Wschodniej Szkołe Zimowej
Рубрика: Комментарии|15.04.2014 07:56
Две недели в Польше: Рассказ участника Wschodniej Szkołe Zimowej
 

С 1 по 14 марта 2014 года я принимал участие в XI Восточной Зимней школе (Wschodniej Szkołe Zimowej). Мероприятие проводилось в Варшаве и Вроцлаве, организаторами выступали Центр изучения Восточной Европы Варшавского университета и вроцлавский Коллегиум Восточной Европы имени Яна Новака-Езёраньского. Право принимать участие в работе Школы имеют специалисты-гуманитарии из стран Восточной Европы и СНГ, которые обучаются на последнем курсе бакалавриата или магистратуры и занимаются исследованиями, связанными с восточноевропейской тематикой. Большинство участников составляли украинцы и поляки, остальных было не так много. Стоит заметить, что все расходы на пребывание, кроме транспортных, взяла на себя принимающая сторона.

Программа Школы была очень насыщенной: лекции, семинары, встречи с польскими общественными деятелями, экскурсии по городам, посещение музеев и, конечно же, вечеринки. В Варшаве занятия проходили в Варшавском университете, а во Вроцлаве под эти цели было отведено здание Оссолинеума. Оссолинеум – это основанное в Львове в XIX веке польским графом Иосифом Максимилианом Оссолинским учреждение, объединявшее в себе библиотеку, архив, музей и издательство. После Второй мировой войны часть фондов Оссолинеума была вывезена в только что присоединённую к Польше Силезию.

В зависимости от тематики докладов нас разделили на четыре группы, в которых проходили следующие семинары: «Политика – международные отношения – Европейский Союз» (именно в этой группе выступал я), «История стран и народов Центральной и Восточной Европы», «Страны бывшего СССР и социалистического лагеря: политическая, социальная, экономическая трансформации» и «Культура – литература – общество». В моей группе занятия вели профессор Эльжбета Штадтмюллер и известный украинский писатель и публицист Николай Рябчук. Семинары проходили по утрам, а каждый вечер мы собирались в зале Оссолинеума и слушали лекции. Темы были самыми разными: от влияния геополитики на изучение иностранных языков в США до такой экзотики, как «Польские студенческие корпорации XIX века в Российской империи». В качестве лекторов организаторы Школы пригласили учёных из Польши, Литвы, Германии, Чехии. Все лекции, а также их обсуждение, проходили на польском языке (его знание – обязательное условие участия в Зимней школе).

Вечером 13 марта мы сдавали заключительные тесты, которые должны были проверить, насколько мы усвоили материал. А на следующий день прошла церемония вручения дипломов. Наиболее отличившихся молодых исследователей ждали подарки.

Преподаватели и особенно координатор Школы Диана Брутян запомнились мне гостеприимством, а студенты – дружелюбием. В коллективе сложилась особая интернациональная атмосфера, во время разговора мы легко переходили с одного языка на другой. У нас хватало времени на неформальное общение и вечеринки. Польские студенты были очень приветливыми, интересовались жизнью в России, им было лестно узнать, что один из архитектурных символов Самары – польский костёл. Мне даже пару раз предлагали напечататься в польских научных журналах! А тетрадь с конспектами, которые я составлял на лекциях, очень пригодилась моим новым знакомым из Литвы и Италии. Что до знаменитой польской русофобии, о которой часто можно слышать, то она не проявлялась. Разве что один раз на улице я увидел вывеску школы иностранных языков, где был перечёркнут российский флаг. Кстати, насчёт отношения поляков к русским: студенческая гостиница, где мы жили в Варшаве, находится на улице Юрия Гагарина. Многие надписи на вокзалах дублируются на русском. Конечно, история российско-польских отношений полна конфликтов, но мы между собой обсуждали эти темы скорее с иронией.

Стоит отметить, что в Польше сразу бросается в глаза патриотизм народа и живой интерес к истории. Государственные флаги в центре Варшавы висят буквально через каждые несколько метров, множество книг по недавней истории продаются в магазинах, афиши с рекламой нового фильма о юных участниках польского Сопротивления на каждом шагу, памятники и плакаты в честь национальных героев… Да и программа Школы явно была составлена с таким расчётом, чтобы побольше рассказать нам о драматичной истории этого народа. Причём польский патриотизм тесно переплетён с религиозностью. В какой ещё стране можно представить себе премьеру фильма для детей о Папе Римском Иоанне Павле II? Но меня больше всего впечатлил даже не огромный и роскошно оборудованный музей Варшавского восстания 1944 года с экспозицией, которая некоторым из нас казалась бесконечной, а музей Полевого ординариата Польши (иными словами, польских военных священников).

Эти две недели нас сблизили, помогли узнать друг друга и найти друзей и коллег из разных стран.

Михаил Мединец, магистрант второго курса,
специальность «зарубежная история»

 Фотогалерея

Оставить комментарий


Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: