Летняя научная школа в университете Вюрцбурга: Открытия звериной эстетики
Рубрика: Образование и наука|06.11.2014 04:58
Летняя научная школа в университете Вюрцбурга: Открытия звериной эстетики
 

В сентябре 2014 года при кафедре новейшей немецкой истории литературы нашего университета-партнёра города Вюрцбурга (ФРГ) состоялись Летняя школа и симпозиум в рамках научно-исследовательского проекта Cultural and Literary Animal Studies (исследование животных в литературоведческом и культурологическом ключе). Целью проекта стал поиск возможных путей развития междисциплинарных исследований образов животного мира, изучения их роли, форм репрезентации в истории культуры. Среди стипендиатов программы были молодые учёные и аспиранты из ФРГ, Австрии, Норвегии, Польши, Великобритании и США, представлявшие разнообразные смежные области знания: литературоведение, лингвокультурологию, историю искусств, философию, социологию, психологию.

Я представляла в Летней школе кафедру немецкой филологии СамГУ в рамках многолетних партнёрских отношений двух университетов. Это второе участие наших молодых учёных в научных мероприятиях в университете Вюрцбурга после конференции 2003 года.

Работа над проектом началась в 2012 году под руководством профессора Роланда Боргардса, координаторов Эстер Кёринг, которая побывала в качестве лектора на кафедре немецкой филологии осенью 2012 года, и Александра Клинга. На первой Летней школе были затронуты проблемы методологии исследования образов животного мира на стыке естественно-научных и культурологических концепций, была предпринята попытка выявить их структуру, особенности взглядов культуролога и натуралиста на объект, обозначить междисциплинарную направленность предлагаемого проекта.

В 2013 году работа Летней школы была посвящена так называемой политической зоологии: животные рассматривались как объекты и актёры политических действий, велись дискуссии о роли животных в представлении и описании разнообразных типов общества, о путях политизации животных, сопоставлялись практики взаимодействия человека с животным миром: охота, разведение, употребление в пищу, работа с животными в полевых условиях, в зоопарках и лабораториях.

2014 год — заключительный для проекта и решающий для формирования плеяды молодых учёных, укрепившихся в намерении продолжать научную работу в рамках междисциплинарных исследований. Темой Летней школы на этот раз стала звериная эстетика: формы и особенности представления образов животных в кинематографе, в изобразительном искусстве и литературе, их интерпретация, эстетическая ценность. Около 50 участников проекта имели возможность не только представить свои исследования, но и посетить тематические и теоретические семинары и экскурсии. Беседы о разнообразных животных — от улиток со средневековых миниатюр до потомков легендарного Моби Дика — заполняли кулуарные пространства университета, выявляя среди приглашённых страстных исследователей, знатоков семиотики животного мира.

В рамках теоретического семинара проходили обсуждения идей о (не)возможности и особенностях контакта человека и животного в современном мире, о роли и иллюзии наблюдения за естественной жизнью в зоопарках, об истоках человеческой культуры, которые следует искать в животном мире. На тематическом семинаре (как исследователь клексографии и образов насекомых в творчестве позднего романтика Ю. Кернера и поэта-современника П. Рюмкорфа я приняла участие в семинаре, посвящённом образам животных в литературе) мы рассматривали тексты, интертекстуально связанные между собой образом животных-автобиографов, роль животных в азбуках эпохи бидермейера, анализировали семиотическую нагрузку образов зверей в поэтологических текстах.

Помимо лекций приглашённых профессоров (Д. Алои, Е. Гойлен, Ф. Зоммер, Ю. Фосс), участникам проекта была предложена экскурсия по одному из самых знаменитых в Европе архитектурных сооружений эпохи барокко — Вюрцбургской резиденции архиепископов, построенной в первой половине XVIII века. Обращая внимание на пёструю фауну резиденции — на фресках и гобеленах — и пытаясь определить символику животных образов, мы провели интересный статистический эксперимент, насчитав более пятидесяти разнообразных зверей на одной из крупнейших потолочных фресок Д.-Б. Тьеполо, символизирующей четыре части света. Особо нас заинтриговал слон с пятачком, венчающим хобот, что экскурсовод объяснил отсутствием тогда знаний о том, как выглядят слоны.

Интенсивная совместная работа германистов в рамках проекта позволила мне не только познакомиться с перспективными молодыми учёными, но и увидеть особенности научно-исследовательской работы в Германии: тенденцию к развитию новых научных концепций, областей знания, прежде всего междисциплинарных, разумную апелляцию к авторитетным именам в науке, открытость дискуссиям, интенсивный обмен между учёными разных стран. А собственное участие в проекте я с радостью рассматриваю как возможность укрепления партнёрских отношений между университетами Самары и Вюрцбурга.

Екатерина Евгеньевна Евграшкина,
к. филол. н. преподаватель кафедры немецкой филологии

Фотогалерея:

Оставить комментарий


Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: