В Самарском государственном университете на базе филологического факультета 20-21 ноября прошла V Научно-практическая конференция «Литература — театр — кино: проблемы диалога». Конференция имела статус всероссийской с международным участием. Более 50 учёных приняли в ней участие — многие порадовали друг друга и организаторов личным присутствием, были представлены и стендовые доклады. География даже очных участников довольно широка: Самара, Казань, Ярославль, Челябинск, Коломна, Саратов, Вологда, Москва, Ростов-на-Дону, Банска-Бистрица (Словакия) — со Словакией был организован видеомост. А заочные участники прислали свои статьи из Томска, Новосибирска, Костромы, Краснодара, Волгограда, Оренбурга, Владивостока, Севастополя, Минска (Белоруссия), Киева (Украина) и других городов. И уже свёрстанным и отправленным в издательство является сборник статей по итогам конференции, причём все статьи участников будут проиндексированы в РИНЦ.
Конференция давно стала традиционной площадкой для общения, обмена опытом и мыслями театроведов, литературоведов, критиков. В этом году её информационное поле было расширено — активно подвергся обсуждению ещё и жанр кино.
В программе были и наглядно-практические, и теоретические доклады, например, Татьяна Иосифовна Ерохина из Ярославля рассказала о феномене театральности в контексте русского символизма, Ольга Валентиновна Журчева (Самара) выделила формы выражения авторского сознания в новейшей русской драме. Александр Леонидович Фокеев из Саратова говорил о кинематографичности классики в целом и в качестве примеров приводил картины «Дворянское гнездо» А.С. Кончаловского, «Солнечный удар» Н. С. Михалкова и другие. О недавней экранизации Михалковым И. Бунина говорила и Елена Валерьевна Абрамовских из Самары. Галина Вениаминовна Заломкина (Самара) в качестве доклада сконструировала фильм, повествующий об арт-фото и авторских эссе о фотографиях, а именно о светописи в фототекстах А. Уланова — присутствующие полностью погрузились в мир чёрно-белых фотоколлажей, где свет временами воинственно рассекает бархатную темноту, а временами мягко струится по ней или сворачивается мягкими комочками на шероховатых или глянцевых поверхностях разных предметов. По видеомосту Самара — Банска-Бистрица Антон Репонь познакомил присутствующих с восприятием словаками произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина. Доклады Маргариты Александровны Шестаковой и Виолетты Викторовны Савельевой из Самары, а также Екатерины Алексеевны Лахно из Челябинска были посвящены творчеству Л. Андреева: первая докладчица, подтверждая свои слова сценами из фильма, поведала об экранизации повести «Губернатор» в немом кино, вторая докладчица рассказала о пьесе «Анатэма», третья — о театре панпсихизма и его воплощении в пьесе «Собачий вальс». Елена Николаевна Шевченко привезла из Казани не только доклад о литературных экранизациях Фолькера Шлёндорфа, но и лекцию о новейшей немецкой драматургии и её функционировании в театральном пространстве Германии. Марина Игоревна Бондаренко (Коломна) сравнила экранизацию и литературный прототип «Крика» Р. Р. Грейвза и Е. Сколимовского. Насколько театр и театральность могут быть безобидны или враждебны к человеку, продемонстрировала в своём докладе Татьяна Викторовна Казарина (Самара), опираясь на текст романов Евгения Чижова. Интересный опыт участники получили от общения с автором пьес «Нюрнберг. Скамья подсудимых» и «Стояние Зои» Александром Викторовичем Игнашовым. Были доклады о произведениях драматургов — наших современников, например, Татьяна Валентиновна Журчева (Самара) рассказала об «историческом диптихе» Вадима Леванова; интересные детали были подмечены в драматургии и культурных явлениях XVIII и XIX веков, скажем, Андрей Викторович Растягаев говорил об А. П. Сумарокове и его журнале «Трудолюбивая пчела», а Ирина Николаевна Исакова из Москвы нашла неисследованное в творчестве А. Н. Островского, её доклад был об именах персонажей в пьесе «Свои собаки грызутся, чужая не приставай». Разговор шёл о проверенных временем событиях театральной жизни, например о ежегодном театральном фестивале в Вологде (Якушева Людмила Анатольевна) и о зарождающихся течениях и практиках — о «Театре.doc» рассказала Татьяна Владимировна Болдырева. Эти и другие доклады стройно вписались в концепцию конференции и существенно расширили многомерность восприятия литературы, театра, кино, театральных и кинопрактик в современном мире.
Тон каждого заседания задавали модераторы, которые менялись после каждого перерыва в работе конференции. Среди них были и хозяева конференции — Л. Г. Тютелова, Г. Ю. Карпенко, Т. В. и О. В. Журчевы, Е. Н. Сергеева; и гости — А. В. Растягаев, Т. В. Болдырева, Т. И. Ерохина, Е. Н. Шевченко.
Работа конференции предполагала и неформальное общение, где участники за чашкой чая или кофе и за бокалом вина могли поделиться впечатлениями, обсудить планы на будущее, научные проблемы, обменяться контактами. И теперь уже ждать встречи друг с другом на следующих конференциях.
Гости благодарили организаторов за тёплый прием, хорошую организацию, друг друга — за интересные доклады и мысли, родившиеся в процессе общения. И особые слова благодарности говорили д. филол. н. профессору кафедры русской и зарубежной литературы Ларисе Геннадьевне Тютеловой, которая десять лет назад стояла у истоков этого знакового для Самары научного мероприятия, и сейчас её можно поздравить с успешным проведением конференции уже в пятый раз.
Текст и фото: Валерия Иванова
Фотогалерея:
Обсуждения