Семестр в Швейцарии: От суда до парада зомби
Рубрика: Образование и наука|09.04.2015 05:25
Семестр в Швейцарии: От суда до парада зомби
 

2015040902Елена Свечникова, студентка пятого курса юридического факультета специальности «уголовный процесс и криминалистика», прошла обучение по обмену в Высшей школе менеджмента Арк (Невшатель, Швейцария) в рамках договора о сотрудничестве, заключённого СамГУ в 2012 году.

Елена рассказала нам о своей поездке и поделилась фотовпечатлениями.

 Какова предыстория поездки?

— Перспектива поездки возникла внезапно. Однажды наш декан Артур Геннадьевич Безверхов объявил нам о том, что необходимы люди, которые владеют французским языком на продвинутом уровне, и попросил оставить свои координаты. Мы созвонились, и он сказал, что есть возможность уехать учиться по обмену в Швейцарию. После телефонного разговора Артур Геннадьевич связался с нашим  центром международной деятельности и маркетинговых услуг, и началась работа по подготовке необходимых документов, оформлению визы. Почти год шли переговоры с принимающей стороной, возможность поездки и моего обучения в Швейцарии обсуждалась, в частности, с Юлией Вирт, которая является главой русско-швейцарского центра сотрудничества в Высшей школе менеджмента Арк (более точное название её должности — Responsable de Runo (centre de recherche et de formation russo-suisse) — глава русско-швейцарского центра исследований и образования). Мне пришлось сдавать экзамены на знание языков — обязательным требованием к потенциальному студенту является знание французского языка на уровне В1 или В2, а я как раз проходила обучение в Alliance Française и готовилась к сдаче международных экзаменов. Всё совпало очень удачно!

— Сколько продлилась поездка? Что вы изучали?

— Поездка длилась семестр: приехала я 1 сентября 2014 года, и моё приглашение продлилось до 15 февраля 2015-го. Сам семестр начинался 15 сентября, а в течение двух предшествующих недель проходили языковые курсы и различные мероприятия по ознакомлению с городом.

В Высшей школе менеджмента существует три направления обучения: «экономика предприятия», «экономическое право» и «информатика предприятия» — я проходила обучение в рамках второго. Хотя моя специальность и отличается от него, я решила попробовать себя в этой области. Выбранное направление предполагает прослушивание дисциплин как экономического, так и юридического профиля, но, поскольку экономика не входит в область моих интересов, я решила исключить её из программы. Таким образом, в индивидуальном плане у меня осталось семь предметов: пять правовых и два языковых — английский и английский юридический; кроме того, я проходила обучение французскому языку дополнительным курсом в Институте языков в Невшателе.

— Как выстраивались отношения со сверстниками, с преподавателями?

— Я была закреплена за классом дневной формы обучения, и было указано, что я студент по обмену. Невшатель — многонациональный студенческий город, около 33 тысяч жителей. В моём классе учились ребята из Перу, Италии, Франции, Испании, девушка из Эритреи, девушка из Косово, коренных швейцарцев — всего пара человек — в общем, класс был многонациональный, и у меня проблем с адаптацией не было. Приняли очень хорошо, всегда интересовались, как дела, как учёба, не нужна ли помощь.

Преподаватели очень любят общаться со студентами, всегда идут на контакт. А если есть какие-то трудности, то можно даже звонить, чтобы предупредить, например, об отсутствии на занятиях. Они лояльно настроены и коммуникабельны. Приветствуется любая инициатива от студентов, любые замечания. Вопросы можно задавать как во время занятия, так и после него, писать на почту и так далее. И преподаватели в Высшей школе все практикующие, например, Джеймс Далленбах (преподаватель по уголовному праву) — адвокат, у него офис недалеко от школы. В рамках обучения своему предмету он предложил поучаствовать в заседании Невшательского суда, но, к сожалению, оно было перенесено, и мы на него не попали.

— Как происходил контроль усвоения знаний? Много ли пришлось сдавать экзаменов?

— По приезде пришлось проходить большое количество тестов на знание языков: французского и английского. А в сессию я сдавала девять экзаменов, семь из них были предусмотрены моим учебным планом в Арк, а два экзамена — по французскому в Институте иностранных языков. Причём все экзамены в эту сессию были письменные. Письменный экзамен длится полтора часа, но поскольку я была студентом, который не является франкофоном, то мне разрешили пользоваться словарём общей лексики (русско-французским и французско-русским) и дали дополнительные пятнадцать минут.

Сессия совершенно не такая, как у нас: времени на подготовку не было вообще, то есть, чтобы успешно сдать экзамены, в течение семестра обязательно надо учиться. Длилась сессия неделю (первый экзамен был 22 января, последний — 30 января, на 24 и 25 января приходились выходные дни), и в один день могло стоять два или три экзамена. Существуют курсы, по которым необходима не сдача экзамена, а защита проекта, но у меня таковых не было.

 А в организации учебного процесса что-то удивило?

— У них существует сеть интранет — это внутренняя система школы наподобие электронной почты или даже социальной сети для обмена информацией между студентами, преподавателями, административными работниками. Все изменения в расписании, важная информация, связанная с учебным процессом, доводится до студентов в электронном виде через эту систему. Информационные стенды, конечно, тоже есть, но в основном всё присылают на почту. И преподаватели перед занятиями, перед экзаменами высылают материалы, тексты, задания.

Школьная библиотека прекрасно оснащена, но если нет нужной литературы, то её можно заказать из любой библиотеки города, кантона (кантон — административно-территориальная единица в Швейцарии, сейчас Швейцарская Конфедерация состоит из 26 кантонов, включающих более мелкие административные единицы — коммуны, которых насчитывается около 1 400) — между библиотеками существует сеть.

Совершенно другая структура обучения, но это ещё было связано с тем, что я проходила обучение в Высшей школе, а она даёт образование, ориентированное на осуществление профессиональной деятельности, то есть более практическое, а университет всё-таки предполагает фундаментальные исследования и научную деятельность. Как таковых лекций, практических занятий, семинаров не было — были беседы преподавателя со студентами по определённой теме, преподаватель может сразу дать индивидуальные или групповые задания, и все занятия проходят в обсуждении, постоянном диалоге.

Конечно, удивило общежитие — это фактически санаторий. В двух шагах раскинулся лес, с верхних этажей — прекрасный вид на город, просторные комнаты, оснащённые бытовой техникой, на цокольном этаже — прачечная с электронной системой, а раз в две недели в комнатах убирает обслуживающий персонал (точное название une femme de ménage — нечто среднее между горничной и уборщицей).

Обязательных занятий физкультурой не предусмотрено, но Школа предоставляет большие возможности для занятий спортом, причём в основном бесплатно.

Нам выплачивалась стипендия, которая покрывала проживание и медицинскую страховку. Получилось, что значительную часть расходов взяла на себя принимающая сторона.

 Учились ли вместе с вами другие студенты по обмену из России?

— Таких студентов приехало ещё двое: девушка из Санкт-Петербурга проходила обучение по направлению «экономика», а молодой человек из Омска — по «информатике». Мы приехали на основании заключённых между нашими университетами договоров, но по обмену приехали также студенты в рамках программы «Эразмус» (программа международного обмена студентов в европейских странах), и так получилось, что культурный досуг наш проходил вместе с ними.

— Можно подробнее о досуге?

— Для нас были организованы экскурсии в различные части города, например в Невшательский замок (сейчас там располагается администрация города). Были в Мора — это город в кантоне Фрибур, расположенный на Муртенском озере (французское название города — Мора, немецкое — Муртен), очень красивая немецкоязычная часть Швейцарии. Мне понравилось в Кре-дю-Ван — живописном месте в составе горной системы Юра. Также я посетила швейцарскую Венецию — Люцерн и Лозанну — город в юго-западной части Швейцарии, столицу франкоязычного кантона Во. Школа предоставляет выезд в населённые пункты в окрестностях, и в деревне Сен-Блез мы занимались виндсёрфингом — незабываемые воспоминания о том, как мы скользили по вечернему озеру, а впереди виднелись белоснежные вершины Альп в закатных лучах…

Мне повезло с праздниками — я увидела самые значительные. В последние выходные сентября в Невшателе проходил La Fête des Vendanges de Neuchâtel — Праздник сбора винограда — это один из самых больших праздников после Нового года и Рождества. Выращивать виноград на местных горных склонах начали более десяти веков назад, и сбор урожая отмечают красочным, весёлым и шумным фестивалем. Этот праздник, который можно назвать визитной карточкой Швейцарии, берёт начало с 1902 года. Гулянья идут три дня с утра до самого вечера, организовывается праздничное шествие по всему городу. Рождество — семейный праздник, и особенных гуляний нет, но друзья пригласили меня на ужин в свою семью. Мне особенно запомнился Хеллоуин — я участвовала в параде зомби. Мы изобретали костюмы, накладывали грим, чтобы пройти по главным улицам города в этаком пугающем виде, но жители и туристы реагировали позитивно. Мероприятие было санкционировано с властями — в начале и в конце колонны шли полисмены, они останавливали дорожное движение и следили за порядком.

— Хотите что-нибудь добавить о поездке?

— Хочу выразить благодарность своему декану Артуру Геннадьевичу Безверхову, вся подготовка поездки проходила под его контролем. Большая благодарность международному отделу СамГУ и лично Марии Васильевне Михейкиной за оформление всех документов, переговоры. И, разумеется, моим родителям, которые поддерживали меня и при подготовке, и при сдаче экзаменов и оказали финансовую помощь. Благодаря этим людям и состоялась моя поездка.

Беседовала Валерия Иванова

Фотогалерея:

Оставить комментарий


Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: