Рубрика: Образование и наука|19.02.2013 10:56
Студенческая научно-исследовательская лаборатория
 

В 2012 году СамГУ включился в программу «Интеграция студентов классического университета в науку, социально-проектную деятельность и гражданское общество – гарантия стабильного развития государства». В рамках реализации этой программы 10 декабря прошлого года состоялся круглый стол «Усиление роли студенческих научно-исследовательских лабораторий, малых инновационных предприятий и студенческих конструкторских бюро в формировании профессиональных компетенций учащихся». На круглый стол были приглашены и представители Студенческой научно-исследовательской лаборатории экологии и охраны гидробионтов (СНИЛЭОГ) при кафедре зоологии, генетики и общей экологии. Это стало поводом подвести итоги 28-летней деятельности одной из старейших студенческих лабораторий биологического факультета. Студент пятого курса Артём Киреев перечислил наши достижения, тематику исследований, количество публикаций и выступлений на конференциях. Всё это будет опубликовано в брошюре, подводящей итоги студенческой научной работы СамГУ. Достижения лаборатории очень солидные, не зря она получила в рамках вышеупомянутой программы 30 тысяч рублей на закупку оборудования. Но есть один аспект работы, который на круглом столе был только упомянут, хотя заслуживает более подробного освещения. Это участие школьников в научных исследованиях.

Студенческая научно-исследовательская лаборатория экологии и охраны гидробионтов открыта в 1984 году. За 28 лет в ней проводили исследования 79 студентов биологического факультета СамГУ, а также 27 студентов других вузов Самары. Научные исследования ведутся по нескольким направлениям. В лаборатории проводятся токсикологические исследования (изучение токсичности веществ, перспективных для производства лекарственных препаратов и БАД, изучение токсичности воды загрязнённых водоёмов и снега, выпадающего на территории различных районов Самары). Исследуются популяции рыб в Саратовском водохранилище и других водоёмах Самарской области. Наиболее активно ведётся изучение экосистем непроточных водоёмов на территории Самары.

С 1995 года к работе в лаборатории привлекаются самарские старшеклассники, в основном из классов с углубленным изучением биологии. Включение учащихся школ в научную работу стимулирует познавательную активность и формирует бережное отношение к окружающей среде. В большинстве школ Самары работают биологические и экологические кружки, однако их руководители нередко испытывают затруднения как при выборе тематики работы, так и в реализации выбранной темы. Помогает преодолеть эти трудности сотрудничество школ с высшими учебными заведениями.

Всего до настоящего времени в работе СНИЛЭОГ участвовали 17 учащихся средних учебных заведений. Одни исследовали токсичность воды из городских водоёмов для оценки их санитарного состояния, другие определяли токсичность свежевыпавшего снега: сравнивали снег из районов с разной степенью интенсивности автомобильного движения или на разном расстоянии от крупных промышленных предприятий. В СНИЛЭОГ поддерживается живая культура дафний, на которых проводится проверка токсичности веществ, – ведут эксперименты студенты второго-пятого курсов. Учащиеся осваивают методики работы, знакомятся с основополагающей литературой. В СНИЛЭОГ есть база данных, включающая более 1 000 научных статей, монографий и сборников методик как в бумажном, так и в электронном виде, а также фонд курсовых и дипломных работ. Далее на примере имеющихся курсовых работ школьники учатся проводить обработку полученных результатов и их оформлять. Ребята могут приходить в лабораторию в удобное для них время – даже если нет руководителя, им помогут студенты.

Полученные в ходе экспериментов результаты оформляются в виде проектов или творческих работ и затем представляются на городских и областных турах научных конференций по биологии или экологии. На Городскую научную конференцию учащихся школ Самары по секции «Экология» в 2005 году была представлена работа ученицы 10-го класса А. В. Мышенцевой «Исследование острой токсичности солей металлов на ветвистоусых рачках Daphnia magna Straus». В Областной научной конференции учащихся школ Самары по секции «Экология» в 2010 году участвовали ученики 9-го класса М. Миронцева и З. Эхаева с работой «Оценка загрязненности талых вод, стекающих в пруды г. Самары». Работа десятиклассницы Д. Крюковой «Изучение токсичности снега на Daphnia magna Straus» заняла 3-е место на Областной конференции учащихся по экологии и 2-е место на областном туре Международной научной конференции учащихся по изучению городских водоемов 2009 года. Две работы школьников заняли 3-е место на областном этапе международного конкурса «Водный проект», а исследование М. Куликовой (11-й класс) «Изучение токсичности ручьевой воды на рачках Daphnia magna Straus» заняла 1-е место и прошла на всероссийский тур «Водного проекта» в Москву. Помимо дипломов, Е. Краснова и М. Куликова получили денежные премии.

Школьники привлекаются и к изучению ракообразных и других беспозвоночных в экосистемах непроточных водоёмов Самары. За 15 лет работы в городских прудах СНИЛЭОГ выявила множество классов беспозвоночных. Изучение водоёмов перспективно, поскольку экосистема городского водоёма невелика, имеет чёткие границы. Подобная работа помогает сформировать у учащихся целостное представление об особенностях сообщества и о его взаимодействии с жизненной средой. В городских водоёмах легче выявить виды антропогенного воздействия и характер их влияния на экосистему, ярче проявляется взаимосвязь теоретической и прикладной (в нашем случае санитарной) гидробиологии, осознаётся суть и значение биоиндикации и мониторинга.

Если школьники приступают к работе осенью-зимой, они просматривают пробы, которые ранее отобрали студенты (в лаборатории хранятся пробы, собранные в течение 15 лет в 32 водоёмах, расположенных в черте Самары). О самом водоёме в таком случае они получают представление по фотографиям и описаниям из курсовых и квалификационных работах студентов. Если школьники приходят в лабораторию в период вегетационного сезона, они участвуют в сборе проб, в этом случае им предлагают самим описать и сфотографировать водоём. Второй вариант, несомненно, лучше: у школьников формируется более целостное представление об объекте изучения, что облегчает написание работы и способствует успешному выступлению на конференции.

Учащиеся К. Корнеев и В. Квятовский в 2009 году просмотрели пробы за полевой сезон из небольшого пруда и оформили работу по видовому составу и численности ракообразных пруда, которая в качестве практической части заняла призовое место на областном туре предметной олимпиады школьников по экологии и прошла на всероссийский этап. Затем они просмотрели пробы из того же пруда за следующий сезон и оформили ещё одну работу, в которой показали влияние температуры на динамику сообщества ракообразных, – эта работа вошла в тройку победителей областного этапа международного конкурса «Водный проект» и прошла на всероссийский этап. Затем, в 2010-м, используя наличие в пруду видов-индикаторов загрязнения, они сделали работу по экологическому мониторингу пруда, которая заняла 1-е место на областном туре VII Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле» и прошла на всероссийский тур.

Более самостоятельно работала ученица 10-го класса гимназии № 1 Ю. Яковлева. В 2012 году она освоила методы отбора проб и затем сама собирала беспозвоночных в расположенном среди жилых домов сильно загрязнённом пруду, который ранее не изучался. Просматривая в лаборатории пробу за пробой, она научилась определять виды ракообразных, изучила динамику видового состава и изменения численности популяций. Она собрала также данные по найденным в этом пруду насекомым, моллюскам, кольчатым и ресничным червям, коловраткам, крупным инфузориям. Число выявленных видов и групп беспозвоночных оказалось значительно выше, чем можно было предположить, неожиданно велико было количество циклопов, поэтому на 2013 год запланировано более подробное изучение экосистемы этого пруда с участием школьников и студентов СНИЛЭОГ. По собранному материалу Ю. Яковлева готовит проект для выступления на ближайшей научной конференции учащихся средних школ.

Большинство школьников направили в СНИЛЭОГ учителя биологии. Несколько человек пришли в лабораторию с Областной станции юных натуралистов, которая поддерживает связь с биологическим факультетом Самарского госуниверситета, или были привлечены проводимыми кафедрой мероприятиями по профессиональной ориентации.
Следует отметить, что большинство работавших в СНИЛЭОГ школьников впоследствии поступили на биологический факультет Самарского госуниверситета, в Самарский медицинский университет, а В. Квятовский как призёр всероссийских конференций был зачислен в МГУ.

Таким образом, сотрудничество Студенческой научно-исследовательской лаборатории со средними учебными заведениями плодотворно и взаимовыгодно.

Ю. Л. Герасимов

Метки: ,

Оставить комментарий


Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: