Рубрика: Образование и наука|19.02.2013 10:56
Студенческая научно-исследовательская лаборатория
 

В 2012 году СамГУ включился в программу «Интеграция студентов классического университета в науку, социально-проектную деятельность и гражданское общество – гарантия стабильного развития государства». В рамках реализации этой программы 10 декабря прошлого года состоялся круглый стол «Усиление роли студенческих научно-исследовательских лабораторий, малых инновационных предприятий и студенческих конструкторских бюро в формировании профессиональных компетенций учащихся». На круглый стол были приглашены и представители Студенческой научно-исследовательской лаборатории экологии и охраны гидробионтов (СНИЛЭОГ) при кафедре зоологии, генетики и общей экологии. Это стало поводом подвести итоги 28-летней деятельности одной из старейших студенческих лабораторий биологического факультета. Студент пятого курса Артём Киреев перечислил наши достижения, тематику исследований, количество публикаций и выступлений на конференциях. Всё это будет опубликовано в брошюре, подводящей итоги студенческой научной работы СамГУ. Достижения лаборатории очень солидные, не зря она получила в рамках вышеупомянутой программы 30 тысяч рублей на закупку оборудования. Но есть один аспект работы, который на круглом столе был только упомянут, хотя заслуживает более подробного освещения. Это участие школьников в научных исследованиях.

Студенческая научно-исследовательская лаборатория экологии и охраны гидробионтов открыта в 1984 году. За 28 лет в ней проводили исследования 79 студентов биологического факультета СамГУ, а также 27 студентов других вузов Самары. Научные исследования ведутся по нескольким направлениям. В лаборатории проводятся токсикологические исследования (изучение токсичности веществ, перспективных для производства лекарственных препаратов и БАД, изучение токсичности воды загрязнённых водоёмов и снега, выпадающего на территории различных районов Самары). Исследуются популяции рыб в Саратовском водохранилище и других водоёмах Самарской области. Наиболее активно ведётся изучение экосистем непроточных водоёмов на территории Самары.

С 1995 года к работе в лаборатории привлекаются самарские старшеклассники, в основном из классов с углубленным изучением биологии. Включение учащихся школ в научную работу стимулирует познавательную активность и формирует бережное отношение к окружающей среде. В большинстве школ Самары работают биологические и экологические кружки, однако их руководители нередко испытывают затруднения как при выборе тематики работы, так и в реализации выбранной темы. Помогает преодолеть эти трудности сотрудничество школ с высшими учебными заведениями.

Всего до настоящего времени в работе СНИЛЭОГ участвовали 17 учащихся средних учебных заведений. Одни исследовали токсичность воды из городских водоёмов для оценки их санитарного состояния, другие определяли токсичность свежевыпавшего снега: сравнивали снег из районов с разной степенью интенсивности автомобильного движения или на разном расстоянии от крупных промышленных предприятий. В СНИЛЭОГ поддерживается живая культура дафний, на которых проводится проверка токсичности веществ, – ведут эксперименты студенты второго-пятого курсов. Учащиеся осваивают методики работы, знакомятся с основополагающей литературой. В СНИЛЭОГ есть база данных, включающая более 1 000 научных статей, монографий и сборников методик как в бумажном, так и в электронном виде, а также фонд курсовых и дипломных работ. Далее на примере имеющихся курсовых работ школьники учатся проводить обработку полученных результатов и их оформлять. Ребята могут приходить в лабораторию в удобное для них время – даже если нет руководителя, им помогут студенты.

Полученные в ходе экспериментов результаты оформляются в виде проектов или творческих работ и затем представляются на городских и областных турах научных конференций по биологии или экологии. На Городскую научную конференцию учащихся школ Самары по секции «Экология» в 2005 году была представлена работа ученицы 10-го класса А. В. Мышенцевой «Исследование острой токсичности солей металлов на ветвистоусых рачках Daphnia magna Straus». В Областной научной конференции учащихся школ Самары по секции «Экология» в 2010 году участвовали ученики 9-го класса М. Миронцева и З. Эхаева с работой «Оценка загрязненности талых вод, стекающих в пруды г. Самары». Работа десятиклассницы Д. Крюковой «Изучение токсичности снега на Daphnia magna Straus» заняла 3-е место на Областной конференции учащихся по экологии и 2-е место на областном туре Международной научной конференции учащихся по изучению городских водоемов 2009 года. Две работы школьников заняли 3-е место на областном этапе международного конкурса «Водный проект», а исследование М. Куликовой (11-й класс) «Изучение токсичности ручьевой воды на рачках Daphnia magna Straus» заняла 1-е место и прошла на всероссийский тур «Водного проекта» в Москву. Помимо дипломов, Е. Краснова и М. Куликова получили денежные премии.

Школьники привлекаются и к изучению ракообразных и других беспозвоночных в экосистемах непроточных водоёмов Самары. За 15 лет работы в городских прудах СНИЛЭОГ выявила множество классов беспозвоночных. Изучение водоёмов перспективно, поскольку экосистема городского водоёма невелика, имеет чёткие границы. Подобная работа помогает сформировать у учащихся целостное представление об особенностях сообщества и о его взаимодействии с жизненной средой. В городских водоёмах легче выявить виды антропогенного воздействия и характер их влияния на экосистему, ярче проявляется взаимосвязь теоретической и прикладной (в нашем случае санитарной) гидробиологии, осознаётся суть и значение биоиндикации и мониторинга.

Если школьники приступают к работе осенью-зимой, они просматривают пробы, которые ранее отобрали студенты (в лаборатории хранятся пробы, собранные в течение 15 лет в 32 водоёмах, расположенных в черте Самары). О самом водоёме в таком случае они получают представление по фотографиям и описаниям из курсовых и квалификационных работах студентов. Если школьники приходят в лабораторию в период вегетационного сезона, они участвуют в сборе проб, в этом случае им предлагают самим описать и сфотографировать водоём. Второй вариант, несомненно, лучше: у школьников формируется более целостное представление об объекте изучения, что облегчает написание работы и способствует успешному выступлению на конференции.

Учащиеся К. Корнеев и В. Квятовский в 2009 году просмотрели пробы за полевой сезон из небольшого пруда и оформили работу по видовому составу и численности ракообразных пруда, которая в качестве практической части заняла призовое место на областном туре предметной олимпиады школьников по экологии и прошла на всероссийский этап. Затем они просмотрели пробы из того же пруда за следующий сезон и оформили ещё одну работу, в которой показали влияние температуры на динамику сообщества ракообразных, – эта работа вошла в тройку победителей областного этапа международного конкурса «Водный проект» и прошла на всероссийский этап. Затем, в 2010-м, используя наличие в пруду видов-индикаторов загрязнения, они сделали работу по экологическому мониторингу пруда, которая заняла 1-е место на областном туре VII Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле» и прошла на всероссийский тур.

Более самостоятельно работала ученица 10-го класса гимназии № 1 Ю. Яковлева. В 2012 году она освоила методы отбора проб и затем сама собирала беспозвоночных в расположенном среди жилых домов сильно загрязнённом пруду, который ранее не изучался. Просматривая в лаборатории пробу за пробой, она научилась определять виды ракообразных, изучила динамику видового состава и изменения численности популяций. Она собрала также данные по найденным в этом пруду насекомым, моллюскам, кольчатым и ресничным червям, коловраткам, крупным инфузориям. Число выявленных видов и групп беспозвоночных оказалось значительно выше, чем можно было предположить, неожиданно велико было количество циклопов, поэтому на 2013 год запланировано более подробное изучение экосистемы этого пруда с участием школьников и студентов СНИЛЭОГ. По собранному материалу Ю. Яковлева готовит проект для выступления на ближайшей научной конференции учащихся средних школ.

Большинство школьников направили в СНИЛЭОГ учителя биологии. Несколько человек пришли в лабораторию с Областной станции юных натуралистов, которая поддерживает связь с биологическим факультетом Самарского госуниверситета, или были привлечены проводимыми кафедрой мероприятиями по профессиональной ориентации.
Следует отметить, что большинство работавших в СНИЛЭОГ школьников впоследствии поступили на биологический факультет Самарского госуниверситета, в Самарский медицинский университет, а В. Квятовский как призёр всероссийских конференций был зачислен в МГУ.

Таким образом, сотрудничество Студенческой научно-исследовательской лаборатории со средними учебными заведениями плодотворно и взаимовыгодно.

Ю. Л. Герасимов

Метки: ,

Оставить комментарий


Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой:

ataköy escort pendik escort pendik escort ankara escort bayan taksim escort mecidiyeköy escort kartal escort kurtköy escort ataköy escort ankara escort mersin escort ankara escort şişli escort escort ankara beşiktaş escort istanbul travesti ankara escort istanbul escort bayan ankara escort Ankara escort kocaeli escort ankara escort eskisehir suriyeli escort bayanlar ataköy escort sinirsiz escort ankara escort bakırköy escort bayan halkalı escort bayan kartal escort Kurtköy Escort avcılar escort avcılar escort bursa escort antalya escort Ataşehir escort ankara escort escort ankara mersin escort ankara escort Pendik Escort kızlar hazır ofis xhamstere giriş porno kartal escort kurtköy escort kartal escort bayan ataşehir escort maltepe escort kurtköy escort Maltepe Escort kartal escort evden eve depolama ofis depolama ev eşyası depolama seo çalışması bft kumanda fiyatı hd filmler panelcitpendik.com maltepe eskort maltepe escort